Почему все больше преподавателей вузов выбирает повышение квалификации дистанционно? (мнение психолога)

Как правильно к выбору и эффективному изучению дистанционного курса? (Советы слушателям)

Курсы повышения квалификации

previous arrow
next arrow
Slider
Почему все больше преподавателей вузов выбирает
дистанционное повышение квалификации? (мнение психолога)
                                                                                                                                                                                                                                                                                                — Интерес со стороны университетских преподавателей к
дистанционным программам повышения квалификации обозначился с первых
дней работы нашего проекта. Что, на ваш взгляд, служит исходным мотивом
такой активности?
— Мне видится не одна причина, а как минимум целых две группы
мотивирующих факторов. Остановимся на каждой. Первая, легко объяснима с
точки зрения сложившейся ситуации, когда при перевыборах на должность
профессорско-преподавательского состава (ППС) требуется свидетельство о
повышении квалификации установленного образца.В настоящее время
большинство университетов уходит от практики выборов преподавателей на пять
лет. Нормой становится заключение контрактов на три и даже один год. Отсюда
необходимость стандартного повышения квалификации к каждым перевыборам.
Вторая причина из этой же группы касается выплат стимулирующего характера.
Многие вузы при расчете данных выплат по итогам года или другого периода, в
качестве обязательного критерия оценки работы ППС принимают повышение
квалификации. Причем, в ряде случаев – это должно быть ежегодное обучение,
стандартным объемом 72 часа.
Но мне, как специалисту в области психологии, больше интересна вторая
группа причин, побуждающих университетских и других преподавателей повышать
квалификацию именно дистанционно. Главное, что неоспоримо, это экономия
времени, когда изучение материала происходит удобном для слушателя режиме.
И здесь, принятая вашим проектом схема обучения видится оптимальной. Во-
первых, каждый слушатель может приступить к занятиям в любое удобное ему
время, не дожидаясь набора группы. Во-вторых, это предоставленная слушателю
возможность проходить обучение с той интенсивностью, которая ему удобна.
Условно, за месяц или за три, сделав необходимый перерыв, например, на
командировку или сессию. К сожалению, не все обучающие структуры могут
предоставить подобные условия. Преподаватели, имея не однородную нагрузку,
часто не могут вписаться в тот график, который предлагает им та или иная
программа повышения квалификации.
Вторым важным моментом данной группы причин является то, что каждый
преподаватель – это самодостаточный, уже сложившийся специалист, основным
родом занятий которого так же является обучение. Согласитесь, далеко не
каждый преподаватель хочет оказаться в роли ученика. Возможные стрессы в
виде боязни показаться менее компетентным в сравнении с коллегами, получить
низкую оценку или подвергнуться публичной критике, часто являются
побуждающим мотивом прибегнуть к дистанционному обучению. Еще один
важный момент заключается в том, что многие вузовские преподаватели часто
сами не готовы слушать лекции. Им легче воспринимать материал при
самостоятельном изучении. Ясно, что преподавателем невозможно стать, не имея
самодисциплины и интереса к изучению нового материала.Именно поэтому хорошо систематизированный, подобранный в программах дистанционного образования материал становится более востребованным и интересным.Еще одним побуждающим фактором, прибегнуть к дистанционному
повышению квалификации является возможность преподавателя оценить
собственную компетенцию в спокойной обстановке. При изучении материалов
всегда можно найти не только свои слабые стороны и пробелы, но и убедиться,
что ты сам мог сделать их не хуже. Это тоже один из плюсов дистанционных
программ, когда в любом случае преподаватель остается в выигрыше, проводя
самооценку своего уровня компетенций. На мой взгляд, дистанционное
повышение квалификации – это не только удобство или необходимость,
обусловленная перевыборами на должность, но и возможность приватной оценки
своей квалификации в том или ином вопросе, избежав возможной критики.
Современные технологии позволяют выстраивать систему повышения
квалификации достаточно эффективно как для организаторов, так и для
слушателей. Поэтому могу пожелать вашим будущим слушателям удачи,
творческих успехов и профессионального роста!
                                                                                                                                                                                                                                     Яна Шумберова, психолог