Почему все больше преподавателей вузов выбирает повышение квалификации дистанционно? (мнение психолога)

Как правильно к выбору и эффективному изучению дистанционного курса? (Советы слушателям)

Курсы повышения квалификации

previous arrow
next arrow
Slider
Повышение квалификации дистанционно

Интерес со стороны университетских преподавателей к дистанционным программам повышения квалификации обозначился с первых дней работы нашего проекта. Что, на ваш взгляд, служит исходным мотивом такой активности?

— Мне видится не одна причина, а как минимум целых две группы мотивирующих факторов. Остановимся на каждой.

  • Первая, легко объяснима с точки зрения сложившейся ситуации, когда при перевыборах на должность профессорско-преподавательского состава (ППС) требуется свидетельство о прохождении курса установленного образца. В настоящее время большинство университетов уходит от практики выборов преподавателей на пять лет. Нормой становится заключение контрактов на три и даже один год. Отсюда необходимость в регулярном повышении квалификации к каждому конкурсу ППС.
  • Вторая причина из этой же группы касается выплат стимулирующего характера (эффективный договор). Многие вузы при расчете данных выплат по итогам года или другого периода, в качестве обязательного критерия оценки работы ППС принимают прохождение курсов дистанционно или стационарно. Причем, в ряде случаев – это должно быть ежегодное обучение, стандартным объемом 72 часа.
Повышение квалификации дистанционно

Психологические причины выбора дистанционных курсов повышения квалификации

Но мне, как специалисту в области психологии, больше интересна вторая группа причин, побуждающих университетских и других преподавателей повышать квалификацию или прохождение профпереподготовки именно дистанционно. Главное, что неоспоримо, это экономия времени, когда изучение материала происходит удобном для слушателя режиме. И здесь, принятая вашим проектом схема обучения видится оптимальной.

  • Во-первых, каждый слушатель может приступить к занятиям в любое удобное ему время, не дожидаясь набора группы.
  • Во-вторых, это предоставленная слушателю возможность проходить обучение с той интенсивностью, которая ему удобна. Условно, за месяц или за три, сделав необходимый перерыв, например, на командировку или сессию.

К сожалению, не все обучающие структуры могут предоставить подобные условия. Преподаватели, имея не однородную нагрузку, часто не могут вписаться в тот график, который предлагает им та или иная программа повышения квалификации.

Каждый преподаватель вуза — это личность самодостаточная

Вторым важным моментом данной группы причин является то, что каждый преподаватель – это самодостаточный, уже сложившийся специалист, основным родом занятий которого так же является обучение. Согласитесь, далеко не каждый преподаватель хочет оказаться в роли ученика.

Возможные стрессы в виде боязни показаться менее компетентным в сравнении с коллегами, получить низкую оценку или подвергнуться публичной критике, часто являются побуждающим мотивом прибегнуть к дистанционному обучению.

Еще один важный момент заключается в том, что многие вузовские преподаватели часто сами не готовы слушать лекции. Им легче воспринимать материал при самостоятельном изучении.

Ясно, что преподавателем невозможно стать, не имея самодисциплины и интереса к изучению нового материала. Именно поэтому хорошо систематизированный, подобранный курс дистанционного повышения квалификации становится более востребованным и интересным.

Повышение квалификации дистанционно

Стимулирующие психологические факторы предпочтения онлайн курсов

Еще одним побуждающим фактором, прибегнуть к дистанционному образованию является возможность преподавателя оценить собственную компетенцию в спокойной обстановке. При изучении материалов всегда можно найти не только свои слабые стороны и пробелы, но и убедиться, что ты сам мог сделать их не хуже.

Это тоже один из плюсов дистанционных программ, когда в любом случае преподаватель остается в выигрыше, проводя самооценку своего уровня компетенций.

На мой взгляд, повышение квалификации онлайн – это не только удобство или необходимость, обусловленная перевыборами на должность, но и возможность приватной оценки своей квалификации в том или ином вопросе, избежав возможной критики.

Современные технологии позволяют выстраивать систему повышения квалификации достаточно эффективно как для организаторов, так и для слушателей. Поэтому могу пожелать вашим будущим слушателям удачи, творческих успехов и профессионального роста!

Яна Шумберова, психолог

Как Вы оцениваете мою статью?

Нажмите на звёздочку для оценки.

Средний рейтинг 5 / 5. Количество голосов: 2

Пока голосов нет. Станьте первым!